Консультационный онлайн-марафон для специалистов и родителей
В ходе Марафона планируется обсудить разные темы, важные для семей, воспитывающих детей с аутизмом, и для специалистов, работающих с РАС. Программа Марафона сформирована на основе запроса семей и специалистов.
Примерные темы для обсуждения:
- Скрининг и диагностика расстройств аутистического спектра (РАС)
- Ранняя помощь детям с риском развития РАС
- Образовательный маршрут детей с РАС
- Специальные образовательные условия для обучающихся с РАС
- Способы организации взаимодействия с ребёнком с РАС
- Организация досуга детей, подростков и взрослых с РАС
- Организация творческих и спортивных занятий для детей, подростков и взрослых с РАС
- Адаптация и социализация подростков с РАС
- Эффективные методы и технологии работы с детьми с РАС

Примерная программа консультационного онлайн-марафона для специалистов и родителей 4-5 апреля, 2024 г.
4 апреля
11:00-11:15
Открытие онлайн-марафона. Приветственные слова
11:15-14:15
«Сопровождение детей с признаками расстройств аутистического спектра в раннем возрасте»
Обсуждаемые вопросы:
- Как родителю распознать признаки аутизма у ребенка?
- Какие скрининговые методики эффективны для выявления признаков расстройств аутистического спектра?
- Какие диагностические методики применяются для диагностики расстройств аутистического спектра?
- Какие ещё диагностические инструменты необходимы для определения маршрута сопровождения ребенка с РАС?
- Какие программы ранней помощи эффективны при работе с детьми, имеющими признаки расстройств аутистического спектра?
- Как правильно построить работу с ребенком раннего возраста, имеющим признаки РАС?
- Где специалистам и родителям можно пройти обучение по теме ранней помощи?
14:15-14:45
Перерыв
14:45-17:15
Дискуссионная сессия «Образовательный маршрут и специальные условия обучения детей с РАС»
Обсуждаемые вопросы:
- Может ли ребенок с аутизмом обучаться в обычном детском саду или школе?
- Какие возможности обучения ребенка с РАС существуют в Российской системе образования?
- Как выбрать образовательную организацию для ребенка с РАС?
- Какие специальные условия обучения необходимы для ребенка с РАС?
- Что может сделать родитель для обеспечения необходимых условий обучения ребенка?
- Как правильно построить процесс обучения ребенка с РАС?
- Когда необходима индивидуализация процесса обучения? Как ее организовать в интересах ребенка?
- Какими компетенциями должны обладать учителя и специалисты, работающие с детьми с РАС?
5 апреля
11:00-11:05
Открытие второго дня онлайн-марафона
11:05-14:00
«Эффективное взаимодействие с ребенком с РАС. Преодоление нежелательного поведения»
Обсуждаемые вопросы:
- Каковы причины возникновения нежелательного поведения?
- Что делать в случае проявлений нежелательного поведения у ребенка с РАС?
- Какие существуют методы преодоления нежелательного поведения?
- Каковы отличия в работе с нежелательным поведением у детей разного возраста?
- Есть ли разница в работе с нежелательным поведением дома и в детском саду/школе?
- Как организовать взаимодействие с ребенком с РАС родителям и специалистам?
- Какие жизненно важные навыки необходимо сформировать у ребенка с аутизмом для повышения его адаптации?
- Как сформировать жизненно важные навыки у ребенка с аутизмом?
- Какие существуют средства альтернативной коммуникации и как их подобрать для ребенка с РАС при выраженных речевых нарушениях?
- Каким социальным и коммуникативным навыкам необходимо научить ребенка с РАС для обучения и включения в среду сверстников?
14:00-14:30
Перерыв
14:30-17:15
«Социальная адаптация: жизненные навыки, творчество, спорт, досуг»
Обсуждаемые вопросы:
- Какие внеучебные занятия и виды деятельности могут быть полезны для ребенка с расстройствами аутистического спектра?
- С какого возраста возможно включение ребенка с РАС во внеучебные занятия и виды деятельности?
- Как определить готовность ребенка с РАС к посещению внеурочных занятий и участию во внеучебных видах деятельности?
- Какие навыки должны быть сформированы у ребенка с РАС для включения во внеучебную деятельность?
- Как подобрать подходящие спортивные занятия для ребенка с аутизмом?
- Как организовать посещение с ребенком музея, театра, кафе или другого культурного, общественного пространства?
- Какие условия должны быть созданы в общественном пространстве, чтобы оно было доступным для человека с РАС?
- Как организовать общение подростка с РАС со сверстниками?
- Чему важно научить подростка с РАС в период взросления?